bdb_2000 (bdb_2000) wrote,
bdb_2000
bdb_2000

Здесь был Воланд. Дом Пашкова (Арх. Баженов)

Дом Пашкова

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...)



01 Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг." Так описано место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея в романе «Мастер и Маргарита».

К сожалению фотографии этого события не сохранились, а из немногочисленных изображений мне нравится это. Поза правильная, одежда та, вот только сидит не на той крыше.

Дом Пашкова

02 "Правильная" крыша нарисована в 1896 году Николаем Матвеевым на картине "Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства". Картина нарисована на основе реальных событий: В 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм III, отец супруги будущего императора Николая I, посетив Москву, пожелал увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома. Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Посмотрел король на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: "Вот она наша спасительница".


03 Именно с балкона этого дома царь тьмы в сопровождении своих тёмных рыцарей, Мастера и Маргариты покинул Москву и продолжил своё странствие …….
Дом Пашкова

04 Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.
Дом Пашкова

Говорят, что обидевшись на Екатерину Великую (она "зарубила" его Царицыно, а потом отказалась строить монументальный Большой Кремлевский Дворец размером в 2/3 Кремля, хотя вся Кремлевская стена со стороны Москва-реки уже была разобрана) Баженов поставил дом "спиной" к Кремлю, а главный фасад оборотил в глухой переулок. Кстати,изящная лестница со стороны Моховой построена в 1930-е, а до этого там был забор, через который зеваки могли наблюдать сад со всевозможными диковинками. Внизу, на склоне холма в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках. В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее. Когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном.


05 Благодаря такому расположению кажется, что дом "летит" и когда смотришь на него подняв голову с Моховой и когда идешь к нему по узкому двору со стороны Староваганьковского переулка.. По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице дом расположен под небольшим углом, поэтому красивее он смотрится с отдаленных боковых точек. В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения. Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.
Дом Пашкова

06 После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы. Дом Пашкова

07 Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.
Дом Пашкова

08 В начале XIX века здание находилось в запустении.
Дом Пашкова

09 В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
Дом Пашкова

10 В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
Дом Пашкова

11 В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.
Дом Пашкова

12 В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.
Дом Пашкова

13 Балкон вокруг бельведера виден только со стороны Кремля и то, если отойти достаточно далеко. Именно поэтому многие считают, что можно гулять по всей крыше, которую ограничивают только балюстрада с вазами
Дом Пашкова

14 Виды из окон просто замечательны.
Дом Пашкова

15 В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели.
Дом Пашкова

16 Некоторое время пустовал.
Дом Пашкова

17 В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания.
Дом Пашкова

18 Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны – такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы.
Дом Пашкова

19 После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина – А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).
Дом Пашкова

20 В 1839 году дома Пашкова был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета. Затем здесь поочередно находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный. В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз. Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову.
Дом Пашкова

21 В результате Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие". В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II.
Дом Пашкова

22 Полководец Румянцев-Задунайский имел трех сыновей - Сергея, Михаила и Николая. Последний достиг важных государственных постов (канцлера, председателя Государственного совета), отличался высокой образованностью и стал основателем знаменитого "Румянцевского музея", открытого в 1831 г. в Петербурге, а в 1861 г. перевезенного в Москву, в дом Пашкова.
Дом Пашкова

23 Герб Румянцевых-Задунайских
Дом Пашкова

24 В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Такое преобразование было вызвано тем, что в музей после революции 1917 года поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть. Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях. В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем эту часть здания передали отделу рукописей. Дом Пашкова

25 В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.Дом Пашкова

26 Особенно крупные изменения в облике здания произошли в 30-е годы 20-го столетия. Именно тогда снесли ограду, окружавшую сад. Ограда была не столько ограничителем пространства, сколько частью общей композиции. Зритель начинал воспринимать архитектурный комплекс с подножия холма, ограниченного белыми колоннами ограды, устремляясь взглядом по склону, к колоннам портика. Теперь же холм со зданием перестали восприниматься, как единое целое. В это же время была построена и лестница со стороны Моховой улицы (архитектор М. Долганов), а на фасаде вместо герба Пашкова был установлен герб СССР. Внутренние интерьеры здания изменялись настолько радикально, что от первоначального их вида практически ничего не сохранилось.Дом Пашкова

27В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР – это произошло вовремя очередного текущего ремонта. В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую, фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года. Затем библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.Дом Пашкова

28
Дом Пашкова

29 На выходе попался замечательный дом моего любимого Шехтеля: Доходный дом Л.В.Шамшиной на углу Знаменки и Староваганьковского переулка (1909)
Дом Пашкова

30 Парадный подъезд, расположенный в Староваганьковском переулке, обрамляет плодовая гирлянда.
Дом Пашкова

31 Угловой эркер несет легкую башенную надстройку-бель­ведер. И снова бельведер :)
Дом Пашкова

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций
Tags: Баженов, Шехтель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →