bdb_2000 (bdb_2000) wrote,
bdb_2000
bdb_2000

Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском



Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском

Прогулка по Коломенскому в мае 2013 года



Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском

Проездная башня Николо-Корельского монастыря.
В 1932 году в Коломенское была перевезена надвратная башня Николо-Корельского монастыря, существовавшего в 34 верстах от города Архангельска, и в 2-х верстах от Белого Моря. (Ныне это территория города Северодвинска.)
До начала 1990-х годов временем постройки проездной надвратной башни монастырской ограды считались 1691–1692 годы. Однако, как выяснили исследователи в последнее десятилетие, в том числе и специалисты «КАРЭНСИ», сохранившаяся башня ограды могла быть построена только после пожара, случившегося в монастыре в 1798 году. Тогда огонь уничтожил стены и башни конца XVII века. В 1880 году, пришедшая в ветхость ограда была заменена новой, но башни, в том числе надвратная, остались старые: их только обшили тесом. Сохранились фотографии башни на месте, сделанные художником В. В. Плотниковым в 1906 году, и обмерные чертежи архитектора Д. В. Милеева. Они являются единственными бесспорными изобразительными источниками состояния памятника до его изучения, разборки, перевозки в музей «Коломенское» под руководством П. Д. Барановского.
В 2007 году башня была разобрана, отреставрирована и перевезена на новое место. Все плотничные работы по реставрации проездной башни Николо-Корельского монастыря выполнялись по исторической плотничной технологии XVII–XVIII веков, в частности применялись инструменты, изготовленные по образцам времени постройки башни. Была произведена тщательная реставрация подлинных бревен сруба: заменены вставками из нового материала полностью обветшавшие участки, удалена поверхностная гниль. При этом шире, чем в обычной реставрационной практике, использовались традиционные плотничные приемы (ручная подгонка, врезка, соединение на шипах и т. п.).
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском

Моховая башня Сумского острога
Сумский острог, располагавшийся на берегу Белого моря, был деревянным, как и множество других русских крепостей XVI–XVII вв. Фортификационное искусство мастеров, строивших эти крепости, достигало столь высокого уровня, что стены и башни выдерживали «огненный бой». К настоящему времени от Сумского острога осталась только одна северо-западная (Моховая) башня, срубленная в начале 1680-х годов. Она хранилась в разобранном виде в фондах музея-заповедника «Коломенское». Это сооружение имеет высокую историко-архитектурную ценность: в европейской части России уже давно нет ни одного деревянного памятника оборонной архитектуры. На подлинных бревнах сохранились следы неприятельской (шведской) картечи, которой не раз обстреливали героических защитников крепости в конце XVI–XVII веках.
В 1931 году остатки Сумского острога были исследованы П. Д. Барановским и В. Н. Ивановым. Материалы исследований П. Д. Барановского и В. Н. Иванова, данные о современном состоянии сохранившейся части памятника, а также историко-архивные сведения о самом Сумском остроге и его аналогиях (прежде всего Кемском городке), позволили спустя почти 70 лет сделать документально убедительную реконструкцию северо-западной (Моховой) башни с фрагментами примыкавших к ней стен. То есть осуществить замысел П. Д. Барановского и спасти памятник от окончательной гибели и забвения.
В Моховой башне Сумского острога сейчас развернута экспозиция, посвященная истории острога, как военной крепости, и ее месте в системе обороны Поморья конца XVI – начала XVIII вв. Здесь рассказывается о быте военных служилых людей, охранявших острог и представлены предметы, связанные с хозяйственными занятиями обитателей крепости, воспроизведен интерьер красного угла.
Раздел экспозиции, размещенный во втором ярусе башни, посвящен показу военной истории крепости. Здесь представлены документы по истории Сумского острога, одежда простых стрельцов и стрелецких пятидесятников, сшитая по аналогам XVII века, военное снаряжение, оружие, выполненное по аналогам XVII и многое другое.
В верхнем третьем ярусе башни, там, где обычно располагались караульни, представлен раздел экспозиции, рассказывающий о системе обороны Русского Севера.
Деревянное зодчество - Музеи в КоломенскомДеревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в КоломенскомДеревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском

Башня Братского острога
Братский острог находился на левом берегу Ангары, на пригорке, имел по углам четыре башни: «под тремя башнями три избы, четвертая порожняя да ворота проезжие. На воротах поставлена часовня да анбар новый рублен с перерубом трех сажен печатных».
К концу XVII в. Братский острог становится центром большого сельскохозяйственного района Сибири. Кроме того, Братск занимал выгодное географическое положение, находясь на перепутье дорог, ведущих к Ледовитому океану, в Якутию, к Амуру, Охотскому морю, в Даурию, Монголию и Китай. К началу XVIII в. Братский острог окончательно потерял свое военное значение. В XIX веке постепенно оставшиеся части острога, в том числе юго-западная и северо-западная башни, вошли в ограду главного храма села Братского.
В XVII в. Братский острог представлял собой прямоугольное в плане укрепление, обнесенное тыновыми стенами высотой до 5 м, длина периметра составляла около 213 м. По углам стояли четыре глухие, квадратные в плане, башни высотой 7-8 м.; под тремя из них находились жилые избы, а четвертая использовалась как склад. Над воротами возвышалась часовня, а в конце 1650-х гг. в остроге была возведена Владимирская церковь.
Дату постройки двух сохранившихся до нашего времени башен обычно относят к 1654 г. Башни принадлежат к острогу, заложенному енисейским атаманом Д. Фирсовым в 1653 и построенному енисейскими казаками под руководством Ивана Козьмина и Василия Хорошего. Башни имеют по два этажа. Верхние, боевые этажи, снабжены отверстиями для ружейной стрельбы и одним, более крупным, отверстием для пушки.
В 1957-1958 году при строительстве Братской ГЭС территория острога попала в зону водохранилища, поэтому все сохранившиеся исторически ценные здания (в том числе и эта башня) были разобраны и увезены оттуда. В 1959 году северо-западную башню привезли в Коломенское. Юго-западная была перенесена в пос. Падун. После организации в 1980 г. музея "Ангарская деревня", под новым городом Братском, башню перенесли туда.
В процессе сборки башен на новых местах были восстановлены их утраченные элементы – в частности, нижние четыре венца сруба, обнаруженные раскопками в земле, крыльцо и лестница на второй ярус. Восстановлены были и дозорные вышки. В 1970-х годах деревянные памятники в музее «Коломенское» подверглись текущему ремонту. У башни были обновлены кровля и крыльцо. Тогда башня была установлена в Вознесенском саду.
К концу 1990-х годов вновь возникла необходимость реставрации этих же частей памятника, а также требовалось заменить острожный тын, поставленный заново в музейных условиях. В 2007 году была произведена комплексная реставрация памятника, и перенос башни на новое место - на территорию создающегося музея деревянного зодчества. Все плотничные работы по реставрации башни Братского острога выполнялись по исторической плотничной технологии XVII–XVIII веков, в частности применялись инструменты, изготовленные по образцам времени постройки башни. В процессе реставрации был заменен нижний венец, срубленный при установке памятника в музее «Коломенское» в конце 1950-х годов.
Была произведена тщательная реставрация подлинных бревен сруба: заменены вставками из нового материала полностью обветшавшие участки, удалена поверхностная гниль. При этом шире, чем в обычной реставрационной практике, использовались традиционные плотничные приемы (ручная подгонка, врезка, соединение на шипах и т. п.).
Благодаря положительному опыту, приобретенному при реставрации башни Сумского острога, использовался метод армирования и дополнительной склейки частей бревен с ослабленной прочностью.
Башня срублена из толстых стволов лиственницы, квадратная в основании (размером 5,2 х4,9 м., поднимавшаяся на высоту 4,5 м. до облама, высота самого облама 1,3 м.), башня использовалась как оборонительное сооружение крепости, а её первый этаж - как жилое помещение. Низкая дверь ведёт в жилое помещение. Оно хорошо освещено волоковыми окнами, которые задвигаются, «заволакиваются» деревянной доской. Отсюда и их название. В левом от входа углу стоит сбитая из глины русская печь, топящаяся «по-чёрному». Своеобразно устроены полы и потолки в башне. Расколотые пополам брёвна - половицы пола - плоской стороной вверх положены между венцами сруба. Междуэтажное перекрытие - сплошной бревенчатый накат - было утеплено глиной и слоем земли. Утраченные брёвна нижних венцов сруба заменены брёвнами из сибирской лиственницы.
В верхнюю, сторожевую часть башни ведёт наружная лестница. Вверху между бревнами оставлен широкий паз - облам, через который можно было стрелять в противника, лить на него кипяток и расплавленную смолу. Над кровлей башни видна дозорная вышка, для кругового обзора. Наружная лестница и дозорная вышка были восстановлены уже в наше время в процессе сборки башни на новом месте.
В Братском остроге, в одной из его четырех башен, зимой 1656/57 года содержался глава старообрядчества и идеолог раскола в Православной церкви, писатель протопоп Аввакум (Петров).
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском

Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца 1685 г.
Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца был построен на берегу небольшой реки Ёрги, правого притока могучей Северной Двины в ее верхнем течении.
Это была холодная церковь, без печи, богослужения в ней проводились только в теплое время года. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень.
В конце XVII в. рядом находились еще два деревянных здания: колокольня и теплая церковь Рождества Христова, считавшаяся главной на погосте – по ее посвящению назывался весь здешний церковный приход. Когда в этих местах были построены первые храмы и какими они были, неизвестно: в 1720-х гг. Рождественскую церковь XVII в. и хранившиеся в ней приходские документы уничтожил пожар.
Весь бассейн Северной Двины входил в самую крупную Обонежскую пятину (область) Новгородской земли. Во второй половине XV в. Новгород и его обширные владения подчинил великий московский князь Иван III, включив эти земли в состав единого Русского государства. Подвинье на протяжении многих веков осваивалось русскими людьми, привлекая их своими природными богатствами: пушниной, обширными малонаселенными землями, богатыми угодьями для рыбной ловли и охоты, густыми лесами и природными запасами дорогостоящей поваренной соли. С другой стороны, этот суровый лесной край веками оставался периферией, отдаленной окраиной русского мира. Из сохранившихся «Ведомостей о церквях» конца XVIII – начала XX в., отчетов настоятелей прихода, посылавшихся в управление Вологодской епархии, известно, что Георгиевская церковь была построена в 1685 г. на средства прихожан.
По сохранившимся документам можно лишь в общих чертах представить историю Среднепогостского Рождественского прихода и его храмов за два с лишним столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. приход включал 26 деревень с населением около 900 человек, и самая отдаленная деревня прихода находилась от погоста на расстоянии до 11 верст. На самом погосте, кроме храмов и колокольни, стояло несколько дворов церковного причта. Даже в XIX в. эта местность, будучи более населенной, чем ныне, считалась «малопроезжей» и была удалена от больших дорог. Во время распутицы, разлива рек добраться до Среднепогостского можно было только на лодке. В 1890-е гг. обе церкви («теплая с колокольней в одной связи» и холодная) были обшиты снаружи «тесом» (досками) по моде того времени, а внутри их оштукатурили и расписали. В центральном помещении Георгиевской церкви, на подшивном потолке в форме свода, сделанном, вероятно, в первой половине 1890-х гг., осталась масляная живопись по штукатурке: в зените – изображение Святого Духа в виде голубя в окружении херувимов, по сторонам – четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – с их традиционными символами. Неизвестный пока мастер (или мастера), кисти которого принадлежат эти росписи, несомненно, был хорошо знаком с поздней академической живописью; росписи выполнены с большим мастерством и, несомненно, представляют самостоятельную художественную ценность. К началу XX в. Георгиевская церковь приобрела архитектурный облик, который сохранялся затем на протяжении всего XX столетия. Перед революцией 1917 г. в приходе работали две содержавшиеся прихожанами церковно-приходские школы: на погосте и в одной из крупных деревень. В них проходили двух- или трехлетнее обучение примерно 50 мальчиков и 10 девочек.
На рубеже 1920–1930-х гг. церкви Среднепогостского прихода, переданные в подчинение Семеновского сельского совета, были закрыты, как, впрочем, и абсолютное большинство других. Храм Рождества Христова перестроили в сельскую школу, а в храме Св. Георгия устроили клуб, позже – склад. Иконостас и остальное его убранство не сохранились. В 1960-х гг. окрестные деревни были зачислены властями в категорию «неперспективных», и здесь прекратили работу государственные службы. Закрытие в крупнейшем селе Семеновском школы, больницы и почты в сочетании со скверной дорогой привело к постепенному запустению этой местности. К началу 2000-х гг. от некогда многолюдного сельсовета (в который входило около десятка деревень) остались три населенных пункта, в которых насчитывалось около 15 жителей. На рубеже 1980–1990-х гг. от подожженной кем-то травы сгорела церковь Рождества Христова. К счастью, уцелела Георгиевская церковь.
Деревянный храм Св. великомученика Георгия Победоносца из села Семеновского Архангельской области относится к храмам ярусного типа, широко распространенным в XVII–XVIII вв. Это двухъярусное сооружение из сосновых бревен, основу которого составляет главный четверик (четырехугольный сруб) на высоком подклете (нижнем хозяйственном помещении). В его северной и западной стенах вверху, а в южной – внизу, прорезаны окна. В верхней части главного четверика устроен повал (плавное расширение сруба) и сделано покрытие на четыре ската. С востока к нему прирублена пятигранная алтарная часть с пятискатным покрытием, увенчанным бочкой с маленькой главкой. Под крышей главного четверика сохранился подзор (пояс) из прибитых к верхнему венцу повала древних досок, по которым шла полустершаяся надпись, сделанная краской в XVII в.: «Лета 7196 (1688г.) апреля в…». Это – дата освящения храма. Подобных находок среди множества русских деревянных церквей до того было известно всего три.
Над главным четвериком установлен верхний (малый) четверик, также с повалом. Он вытянут по оси север-юг и увенчан крышей типа «бочки» с тремя расположенными в ряд главками с крестами. Подобный тип покрытия храма встречается крайне редко. В отличие от основного четверика верхний ярус церкви срублен «в лапу» (иначе – «в замок»). Его бревна снаружи стесаны, включая повал. На верхнем четверике под поздней обшивкой также были найдены доски подзора, «писаные травами», – с крутыми завитками, нанесенными красной, синей, черной и белой красками. Подобным образом был украшен и алтарный прируб. До сих пор в распоряжении исследователей имелись лишь отрывочные упоминания в письменных источниках о наружных росписях русских деревянных храмов, построенных до XVIII в. С запада, где находится основной вход в храм, и с севера при исследовании памятника были найдены следы галереи-паперти, некогда огибавшей главный четверик и позже разобранной. Несколько подобных по конструкции деревянных храмов – двухъярусных, с крышей-«бочкой», установленной по оси север–юг, и с маленькими главками – известны в Верхнем Подвинье. Самые поздние из них были построены в середине XVIII в.
В 2003 г. по инициативе художника Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.И. Глазунова сохранившуюся Георгиевскую церковь осмотрела группа специалистов Московского государственного объединенного музея-заповедника в составе заместителя директора по охране памятников, реставрации и воссозданию исторического наследия И.С. Рощиной, начальника отдела охраны памятников А.А. Пекаревой и архитектора-реставратора И.Н. Шургина. Началась проработка идеи подробного изучения памятника с последующей его разборкой и доставкой в Коломенское для научной реставрации и возведения на новом месте. Благодаря стараниям директора Московского государственного объединенного музея-заповедника Л.П. Колесниковой эта идея осуществилась.
В 2007 г. под руководством специалистов реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» А.В. Никитина, П.Н. Омельницкого и И.Н. Шургина были выполнены натурные исследования и проект реставрации храма. В2008 г. храм был разобран и перевезен на территорию Коломенского. В 2009 г. начались работы по реставрации, а в 2010 г. – по установке храма на новом месте – в долине речки Жужи, рядом с уникальными памятниками Музея деревянного зодчества. Со стороны Московского государственного объединенного музея-заповедника постоянный контроль за реставрацией перевезенного храма осуществлял О.В. Ягунов. Церковь Святого Георгия – памятник деревянного зодчества XVII века. Реконструкция конца XIX века изменила внешний облик памятника, но при этом сохранилась основная объемно-планировочная структура храма XVII века: четверик, пятигранный алтарный прируб, конструкция перекрытий, бочка на верхнем четверике, уникальные элементы наружного декора. По сохранившимся на памятнике следам выявлены и воссозданы элементы, утраченные в период реконструкции конца XIX века: «висячая» галерея, крыльцо, алтарная бочка, двери и окна. Восстановив утраченные элементы была воссоздана объемно-планировочная структура памятника XVII века. По материалам натурных и архивных исследований были разработаны 2 варианта проекта реставрации: 1-ый вариант – проект реставрации памятника архитектуры XVII века; 2-ой вариант – проект реставрации памятника архитектуры XIX века. К производству работ был принят проект реставрации памятника архитектуры XVII века.
Проектом были предусмотрены и выполнены следующие виды работ: устройство фундамента; реставрация отдельных бревен конструкции сруба; восстановление утраченных нижних венцов четверика и алтаря, бочки на малом четверике; раскрытий конструкций чердачного перекрытия (потолка) XVII века, перекрытий подклета (пола и храмовой части) XVII века; изготовление и установка кованных кольчатых решеток в оконных проемах; воссоздание опор и конструкций «висячей» галереи, двусходного крыльца с промежуточным рундуком и резными столбами, окон и дверей трехкосящатой конструкции, алтарной бочки, трех глав и крестов на бочке малого четверика, тесового покрытия в 2 слоя «по скальнику» и бересте, покрытия лемехом в форме «городка» бочек и глав, охлупней бочек и крыльца, конструкций тяблового иконостаса, пристенных лавок на галерее и в храме, клиросов, расписных «подзорных» досок на повалах четверика, алтаря и на верхнем четверике; закладка южного верхнего проема; устройство отмостки и инженерных систем.
Возрождение к новой жизни церкви Святого Георгия 1685 г. из деревни Семеновской Архангельской области (до реставрации не известной науке) – достойный результат традиционной многолетней деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника по спасению уникальных памятников русской деревянной архитектуры.
С 70-х гг. XX века церковь была бесхозна, ветшала и разрушалась. Несмотря на неблагоприятные условия, в интерьере храма сохранилась живопись (на своде памятника) и декоративные элементы конца XIX века в удовлетворительном состоянии. Живописные изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, а также центральная композиция четырех херувимов и Святого духа, располагались на сводчатом потолке храма неизвестными художниками с большим мастерством. Картины, выполненные в сдержанной колористической тональности с изображением традиционной символики, соответствующей каждому евангелисту декорировали стены храма. Лица евангелистов наделены щедрым отрешенным сосредоточием, композиция и ракурсы фигур, локальные цвета ниспадающих легкими складками хитонов и гиматий, книги – результат их трудов – все наполнено величавым смыслом, и все это чудесным образом нам передал неизвестный художник. В едином стиле был решен декор интерьера храма, в котором сохранились лепные и рисованные обрамления картин (над окнами – рисованные, между окнами – лепные), декоративное оформление некоторых элементов «под искусственный мрамор». Сами картины не сохранились, но по сохранившимся незначительным обрывкам можно предположить, что они были выполнены по холсту. Стены и дощатый сводчатый потолок были оштукатурены по колотой дранке и покрашены.
В конце XIX века основой под настенную живопись являлась известково-гипсовая штукатурка. Стены, как и потолок, были покрашены в светло-голубые цвета разной тональности. Низ стен (до подоконников) имел светло-серый цвет под мрамор. Как уже было отмечено, красочный (живописный) слой настенных росписей сохранился с минимальными повреждениями, несмотря на неудовлетворительный температурно-влажностный режим, деформацию конструкций и продолжительную вековую бесхозность памятника. На этом основании можно предположить, что в данном случае были использованы масленые краски с добавлением пчелиного воска и мягкой смолы (мастики или даммары) с использованием в качестве разбавителя смесь олифы, скипидара и воска, что делает масляную живопись более долговечной и похожей на фреску. В 2007 г. под руководством специалистов реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» А.В. Никитина, П.Н. Омельницкого и И.Н. Шургина были выполнены натурные исследования и проект реставрации храма, главной целью которого являлась реставрация памятника на период XVII века, консервация и реставрация живописи потолка XIX века. В 2008 году при разборке церкви для перевозки были обнаружены скрытые под деревянной обшивкой декоративные подзорные доски со следами росписей: в верхней части повала четверика храма четыре доски с хромозданной надписью; десять досок по пяти граням алтарного прируба; на верхнем (малом) четверике обнаружены следы росписи на стесанных «под брус» бревнах повала и карнизные доски, на которых так же выявились следы росписи.
После разборки церкви специалистами реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» были проведены консервационные работы по укреплению настенной живописи интерьера, живописи тябла иконостаса и декоративных подзорных досок со следами росписей.
После перевозки и в период воссоздания церкви на территории музея-заповедника была проведена комплексная реставрация: лабораторные исследования, укрепление красочного слоя, восстановление грунта, живописи и лепного декора живописных изображений четырех евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, а также центральной композиции четырех херувимов и Святого духа; лабораторные исследования, укрепление сохранившихся фрагментов наружной живописи и надписей, снятие копий с рисунков, воссоздание рисунков по сохранившимся аналогам. Консервационные мероприятия живописи провели также на тяблах иконостаса и поместили в интерьер основного объема церкви.
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском

Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском



Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском

Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском




Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском

Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском
Деревянное зодчество - Музеи в Коломенском

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments