bdb_2000 (bdb_2000) wrote,
bdb_2000
bdb_2000

Categories:

Производство Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 2 - конезавод в Старожилове)

Конный завод Старожилово

Кирицы, Соха и Старожилово были владениями Дервизов, построенные ранним Шехтелем. Конец XIX века ознаменован расцветом частного коннозаводства в России, и в Рязанской губернии особенно. Здесь было до ста заводов, из них одни из главнейших П. П. Дервиза в Старожилове и Сохе.

Вся поездка:
  1. Замок Золушки на улице Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 1 - усадьба Кирицы)
  2. Стасов в Истье
  3. Производство Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 2 - конезавод в Старожилове)
  4. Романтика Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 3 - усадьба в Сохе)
  5. Жилярди в Перевлесе
  6. Рязанский Кремль


02 Конезавод с воздуха (фотография не моя, но не смог не вставить)
Конный завод Старожилово

03 Старожиловский комплекс занимает площадь свыше пятнадцати гектаров и создан в 1895 году. Между прочим, П. П. Дервиз был вице-президентом Рязанского общества поощрения коннозаводства; он, конечно, знал все конные заводы Рязанской губернии, даже России, поэтому было бы странно, если бы его старожиловский завод архитектурно не воплотил в себе существовавшего идеала. А идеалом этим, как мы уже не раз отмечали, была свободная архитектура в национальном духе. Национальное же в условиях XIX века чаще всего понималось в виде модернизации средневековья.В Старожилове все это не только «говорит», но прямо-таки «кричит» невероятно словоохотливым архитектурным языком.И все это – крупно, пышно, велеречиво.
Конный завод Старожилово

04 Главным сооружением комплекса является манеж. Это здание, несмотря на широту размаха, значительно уступает по архитектуре конному двору в Каргашине. Собственно готических элементов в нем гораздо меньше; к ним можно отнести лишь слегка заостренную форму оконных пролетов и их крупнорустованных обрамлений. В жилом доме к этому можно прибавить декоративные башенки с заостренными кровлями, что венчают верхний этаж. Вот, пожалуй, и все! А все остальное – это формы, свободно заимствованные из древнерусского зодчества, подчас заимствованные весьма свободно: зубцы, ширинки, декоративные столбики и прочее. И все это – из белого камня на кирпичном фоне, в духе московского, вернее – нарышкинского барокко.

Сама композиция манежа традиционна. Это распластанный по горизонтали прямоугольник с отходящими от него под прямым углом крыльями. В отличие от ансамбля в Каргашине центр композиции не подчеркнут. Вместо центрального двухэтажного объема здесь находятся главные ворота, выделенные небольшим выступом из линии стены, с прямоугольным фронтоном над центральным проемом и большим круглым окном в нем. По углам ворот и фронтона воздвигнуты декоративные башенки. Гораздо более акцентированы по вертикали концы крыльев манежа. Здесь выделены двухэтажные, видимо, жилые блоки, перекрытые высокими древнерусскими кровлями. К этим объемам примыкают тоже двухэтажные (очевидно, тоже жилые) пристройки той же архитектуры, что и сам двор.Конный завод Старожилово

05 Таким образом, композицию старожиловского манежа можно рассматривать как некое соединение дворца в Сохе с дворцом в... Кирицах! Ведь в Кирицах центральное звено тоже не очень сильно выделено и завершено уступчатым фронтоном; здесь тоже обильно применены зубцы, декоративные башенки, крупная рустовка арок. Но, конечно, дворец – дворцом, а манеж – манежем. В Старожилове все эти формы применены стандартно, как бы «валовым порядком», в этом отношении здешний манеж гораздо прозаичнее каргашинского конного двора. Даже не очень верится, что проект такой монотонной постройки мог создать Ф. О. Шехтель, обладавший яркой фантазией. Проект датируется 90-ми годами XIX века, то есть он составлялся после проекта «кирицкого дворца». Тогда некоторое однообразие форм старожиловского конного двора можно отнести за счет невыработанности у Шехтеля соответствующей архитектурной концепции. Но все же мы должны признать, что это не эклектика, а определенное программное направление, очень интересное для понимания русской архитектуры конца XIX века и для истоков русского модерна. Здесь многое зависело от степени прочувствованности архитектурного образа. Ф. О. Шехтель, несомненно, долго вынашивал его, чего нельзя сказать про автора стоящего рядом двухэтажного жилого дома.Конный завод Старожилово

06
Конный завод Старожилово

07 Внезапно
Конный завод Старожилово

08 Лестница шехтеля
Конный завод Старожилово

09
Конный завод Старожилово

10 Заброшенная кузница.
Конный завод Старожилово

11 Непонятно зачем занавески на окнах при полном отсутствии дверей.
Конный завод Старожилово

12 Водонапорная башня
Конный завод Старожилово

13 Метровой толщины стены в жилом доме для сотрудников
Конный завод Старожилово

14 Культурно-животноводческий комплекс помимо грандиозного скотного двора включал театр на 150 человек.
Конный завод Старожилово

15 Местный вариант "Рабочего и колхозницы"
Конный завод Старожилово

16
Конный завод Старожилово

17
Конный завод Старожилово

18 А за углом жизнь
Конный завод Старожилово

19 В местах здания здания с приличной архитектурой никто не живет.
Конный завод Старожилово

20 Зато понапристроено...
Конный завод Старожилово

21
Конный завод Старожилово

22 Почти полное отсутствие крыши не помеха для жилья.
Конный завод Старожилово

23 Как и покосившийся подъезд.
Конный завод Старожилово

24 Удивляет количество антен на бывшей генераторной башне.
Конный завод Старожилово

25
Конный завод Старожилово

26 Спиртозавод
Конный завод Старожилово

27 "Холодильник" в XIX веке выглядел так:
Конный завод Старожилово

28 Каретный сарай (к обычным антенам прибавляются спутниковые тарелки)
Конный завод Старожилово

29
Конный завод Старожилово

30
Конный завод Старожилово

31
Конный завод Старожилово

32 Усадебный дом
Конный завод Старожилово

33 Дом для персонала в сицилийском стиле.
Конный завод Старожилово

34 Старожиловский храм в этом отношении интереснее. Здесь по крайней мере видно, чем увлекался автор проекта (им был академик А. Ф. Красовский, хотя первоначальный проект принадлежит Д. И. Гримму). Здесь все древнерусское, буквально все. Но, как это повелось у русских архитекторов XIX века, придерживавшихся «национального курса», все это дано в довольно-таки вольном сочетании. Например, основной куб здания с круговой галереей подражает ростово-ярославской архитектуре XVII века, тип звонницы в виде одноарочной стенки заимствован из псковского зодчества, раскидистые лестницы на три стороны – из нарышкинского барокко, а увенчание всей этой грузной композиции легким фонарем обязано архитектуре XVIII века. Постройке нельзя отказать в пластичности; в целом она похожа на какое-то скульптурное произведение. Но самостоятельного в ней почти ничего нет. Допустим, однако, что П. П. Дервиз не очень хорошо разбирался в архитектуре. Известно, что он был большим меломаном, ставил у себя сложные оперы и за эту культурную деятельность в самые тяжелые революционные годы получил охранную грамоту от В. И. Ленина.
Храм в Старожилове
«Храм в Старожилове» на Яндекс.Фотках

По книге:Вагнер К.Г., Чугунов С.В."Рязанские достопамятности",М., 1989.

Вся поездка:

  1. Замок Золушки на улице Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 1 - усадьба Кирицы)
  2. Стасов в Истье
  3. Производство Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 2 - конезавод в Старожилове)
  4. Романтика Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 3 - усадьба в Сохе)
  5. Жилярди в Перевлесе
  6. Рязанский Кремль
Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=bdb_2000 Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций
Tags: Усадьба, Фон Дервиз, Шехтель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments