bdb_2000 (bdb_2000) wrote,
bdb_2000
bdb_2000

Categories:

Жилярди в Перевлесе

Перевлес

Путешествуя по Рязанщине нельзя не заехать в село Перевлес, украшением которого является колоссальный Богородице-Рождественский храм. Село принадлежало помещику И. И. Барыкову. Его иждивением здесь и построен в 1824—1839 годах грандиозный храм с гигантской колокольней.

Особое внимание привлекает именно колокольня. На ее нижнем четверике водружены пять (!!!) постепенно уменьшающихся по высоте и в диаметре цилиндров, верхний из которых перекрыт полусферическим куполом и увенчан фонарем с маленькой главкой. Мы знаем несколько цилиндрических классических ампирных колоколен, начиная с села Никольского близ Рузы (177—1776, архитектор И. Е. Старов) и церкви Всех Скорбящих в Москве (1787б архитектор В. И. Баженов), но второго такого пятиярусного круглого столпа, как в Перевлесе, назвать не можем. Ему уступают даже такие гиганты, как колокольня церкви Мартина Исповедника в Москве (1791—1806) и бывшая колокольня Спасо-Андроникова монастыря (1795—1803); обе — архитектора Р. Р. Казакова. Автор проекта перевлесской колокольни, конечно, знал эти произведения Казакова, знал он и старовскую колокольню в селе Никольском, откуда и идет мотив круглой колоннады во втором снизу цилиндре столпа. Можно даже прямо сказать, что архитектура всей средней части взята из этого старовского создания, или, иначе говоря, старовская колокольня целиком поставлена на четверик и довершена двумя цилиндрами.

На стенде возле храма в качестве архитектора указан предположительно Доменико Жилярди.

Вся поездка:
  1. Замок Золушки на улице Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 1 - усадьба Кирицы)
  2. Стасов в Истье
  3. Производство Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 2 - конезавод в Старожилове)
  4. Романтика Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 3 - усадьба в Сохе)
  5. Жилярди в Перевлесе
  6. Рязанский Кремль

Перед нами произведение позднего классицизма с элементами ампира, произведение незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному качеству. Сам храм представляет традиционную композицию «ротонда на четверике», осложненную портиками с севера и юга, но с полукруглой апсидой, колоннада которой вместе с колоннадой портиков образует своеобразный периптер. Эта колоннада апсиды, идущая, по-видимому, еще от Кварнеги, вообще явление довольно примечательное для первой трети XIX века, так как все немногочисленные примеры такого решения относятся к концу XVII века.

Ротонда Рождественской церкви очень высокая, прорезана множеством оконных проемов, со сдвоенными полуколоннадами между ними. При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны — портиков, апсиды и ротонды — образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает Рождественскую церковь уникальной.

Невольно возникает вопрос: что хотел отметить Барыков заказом такого грандиозного сооружения? Проявилось ли в этом непомерное честолюбие или что-то более важное? Ведь вряд ли автор проекта мог навязать заказчику такой дорогостоящий замысел. К сожалению о Барыкове у нас нет таких сведений. Род Барыковых довольно старый, многие из него служили в XVIII веке в московских стряпчих и стольниках, сам же Барыков дослужился до действительного статского советника. Но это не дает ответа на поставленный вопрос. Для создания церкви в Перевлесе нужно было не звание, а деньги, деньги, деньги. Входил ли Барыков в круг истьинских заводчиков? Об этом нет данных, но, вероятно, от Перевлеса тянулись какие-то хозяйственные нити к истьинским заводам, к Хлебникову, к работавшему у него Стасову. Ведь Стасов продолжал работать и в 20-х годах и даже в 30-х годах XIX века. 1827—1835 годами датируется его Троицкий собор в Петербурге, мощная ротонда которого как бы предвосхищает ротонду церкви в Перевлесе. Сильно вынесенный на кронштейнах карниз нижнего цилиндра перевлесской колокольни тоже находит прообраз в стасовском творчестве: таков карниз знаменитой его колокольни в селе Грузине Новогородской области (1815).

02
Перевлес

03
Перевлес

04 После двух ярусов лестница кончается
Перевлес

05 Со смотровой площадки третьего ярусы открываются захватывающие панорамы.
Перевлес

06
Перевлес

07
Перевлес

08
Перевлес

09
Перевлес

10
Перевлес

11
Перевлес

12
Перевлес

13
Перевлес

14
Перевлес

15
Перевлес

16
Перевлес

17
Перевлес

18
Перевлес

19
Перевлес

20
Перевлес

21
Перевлес

22
Перевлес

23
Перевлес

24
Перевлес

25
Перевлес

26
Перевлес

27
Перевлес

28
Перевлес

29
Перевлес

30
Перевлес

31
Перевлес

32
Перевлес

33
Перевлес

Источник:«Рязанские достопамятности» Г.К.Вагнер, С.В.Чугунов Москва,  1989

Вся поездка:
  1. Замок Золушки на улице Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 1 - усадьба Кирицы)
  2. Стасов в Истье
  3. Производство Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 2 - конезавод в Старожилове)
  4. Романтика Фон Дервиза (Рязанский Шехтель N 3 - усадьба в Сохе)
  5. Жилярди в Перевлесе
  6. Рязанский Кремль
Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=bdb_2000 Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций
Tags: Жилярди, Храм, Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments